Датой рождения императорского японского флота принято считать июнь 1869 года, когда после окончания гражданской войны под единое
командование собрали все корабли, захваченные у сегунистов и полученные
императором от верных ему кланов. Флот состоял из купленного в США в 1867 году
броненосного тарана «Котецу» (позднее «Адзума») французской постройки, канлодки
«Чиодогата», корвета «Иошун», четырех колесных и четырех парусных кораблей.
Спустя год к ним присоединился броненосный корвет «Рюдзо», построенный в Шотландии
для флота американских южных штатов и купленный японским принцем Хидзеном. Но
только в 1875 году, когда под влиянием сложных отношений с Кореей было решено
строить современные военно-морские силы, Япония приняла первую
кораблестроительную программу. Из-за слабости своей промышленности заказы на
постройку крупных кораблей (казематный броненосец «Фусо», броненосные корветы
«Конго» и «Хией») и 4 миноносцев (в 1879 году) выдали английским фирмам.
Небольшие корабли с деревянными корпусами начала строить военная верфь в
Йокосуке, которой руководили французские специалисты.
В 1882 году Япония смогла принять более обширную 8-летнюю
программу, предусматривавшую постройку 46 боевых кораблей, строительство верфей
и заводов, обучение офицеров, матросов и техперсонала флота. Поскольку тогда в
руководстве флотом пользовалась популярностью французская «Молодая школа»,
отрицавшая значимость броненосцев в морской войне, по данной программе
строились только крейсера, канлодки и миноносцы: 14 кораблей, включая два крейсера
– в Японии, остальные – в Англии и Франции. Однако, обострение японо-китайских
отношений в начале 1890-х годов заставило Японию заказать в Англии два мощных
броненосца для противодействия имеющимся у Китая.
Когда в 1894 году началась японо-китайская война, не все
новые корабли успели войти в строй. Тем не менее, японский флот, основу
которого составляли быстроходные крейсера со скорострельной артиллерией, сумел
разбить сильнейшего, но плохо подготовленного противника. Боевой опыт позволил
японцам сделать два очень важных вывода: о необходимости хорошего бронирования
кораблей, предназначенных для эскадренного боя; и о полезности в таком бою
быстроходного отряда с достаточно мощным вооружением и защитой. На основе этих
выводов Япония и стала наращивать свои морские силы, когда на горизонте
появился новый, более опасный соперник – Россия.
Хотя Япония и выиграла войну с Китаем, под нажимом России,
которую поддержали Германия и Франция, ей пришлось занять на мирных переговорах
скромную позицию, отказавшись от большинства своих притязаний. Но, получив
контрибуцию и англо-американские кредиты, японцы без промедления начали
готовиться к новой войне, на этот раз с «Великим северным соседом».
Несмотря на отсутствие боевых потерь, получение нескольких
китайских кораблей и достройку всех заказанных до войны, флот «Страны
восходящего солнца» на 1895 год уступал российскому, имевшему к тому же большие
резервы на Балтике и в Черном море. Поэтому рассчитанная на 10 лет
кораблестроительная программа 1896 года включала в себя 4 еще более мощных
броненосца, 6 башенных броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 истребителя
и 63 миноносца. Все крупные корабли (кроме 3 бронепалубных крейсеров), 16
истребителей и большая часть миноносцев строилась за границей с учетом
последних достижений военно-морской техники и, в основном, программу выполнили
досрочно. Ответные шаги России заставили Японию в 1903 году заказать
дополнительно по 3 броненосца и броненосных крейсера, а также 2 бронепалубных.
Но в начале 1904 года, учитывая, что русская программа 1898 года еще далека от
выполнения, японцы решили начать войну, не дожидаясь готовности этих последних
кораблей. В качестве экстренной меры они, правда, успели купить в Италии два
построенных для Аргентины броненосных крейсера, еще более увеличив свое
преимущество над русской Тихоокеанской эскадрой, базировавшейся на Порт-Артур и
Владивосток.
design by ~LeSHiY~